Йога-нидра

Свами Сатьянанда справедливо отмечает, что человек западного склада личности всегда неосознанно накапливает напряжения, и практически не умеет их сбрасывать такими способами, которые бы одновременно не разрушали здоровье тела. Предлагая йогу людям Запада, в том числе и России, необходимо в первую очередь учитывать именно этот момент. Религиозные системы оказались не в состоянии дать мир человеческой душе. Не могут также обеспечить этого законы, армии и правительства. Душевный мир (как говорится в православном христианстве – царство Божие) может быть только внутри нас. Об этом же говорит и традиционная йога, но в отличие от религий она располагает конкретными и общедоступными способами достижения такого покоя, уравновешения психики человека, которые отработаны тысячелетиями.
Можно выдеелить три базовых типа напряжений: мышечное, эмоциональное, умственное, которые могут накапливаться и создавать в итоге непреодолимые барьеры для развития личности, ее целостности и самого человеческого существования. Рассмотрим их поочередно.
Мышечные: порождаются интенсивной работой тела и свойственным каждой личности уровнем эмоций, а также масштабом интеллектуального ресурса (можно вспомнить соответствующую пословицу из собрания Даля: “Отчего мужик дешев? Оттого, что глуп”). Этот класс проблем может быть устранен (за исключением, конечно, глупости) грамотной практикой “Шавасаны” и “йога-нидры.

Эмоциональные: возникают от более или менее выраженного рассогласования, противоречия между животной природой и социальным статусом человека, от адаптационных возможностей и широты кругозора, отношения к бытию. Здесь могут с успехом использоваться регулярная практика асан, пранаям и “нидра”
Умственные (ментальные): являются следствием слишком высокой умственной активности, не компенсированной соответствующим уровнем физической работы тела. Проблема здесь заключена в отыскании способа, с помощью которого можно затормозить и затем понизить патологически высокую бессознательную активность ума. Здесь может помочь мощная физическая нагрузка, которые обеспечивают силовые асаны в сочетании с последующей “нидрой”.

Считается, что час качественной “йога-нидры” эквивалентен четырем часам хорошего сна. Сатьянанда утверждает, что получаемая после освоения “нидры” способность спать, видеть сновидения, и в то же время сохранять сознание – уникальная способность, присущая пока что лишь немногим неординарным людям.
Предпочтительнее выполнять данную процедуру лежа потому, что уже одно только пребывание в этом положении активизирует парасимпатику.
После того, как с помощью “нидры” человек устраняет из своего тела и психики накопленное за многие годы перенапряжение различного вида, становятся в корне иными и он сам, и вся его жизнь. По меткому выражению одного из моих учеников, научившегося великолепно расслабляться, прежнее состояние бытия, лишенное необходимого внутреннего покоя, ассоциируется почему-то больше всего с сумасшедшим домом.

Символом “йога-нидры” в индийской мифологии является отдыхающий на молочном океане бог Нараяна. Каждый “сеанс” успешной практики “сжигает”, растворяет, рассеивает определенную часть накопленных напряжений – самскар – выводя их за пределы личности. И когда субъект приходит к состоянию полного психосоматического очищения, когда этих напряжений больше нет, а возникающие не кумулируются, он становится, наконец, самим собой, каким ему предназначено быть от природы.
Древние утверждали: “Только свободный человек не делает ошибок”. Способность к познанию и понимание истины, – к чему бы это не относилось, – возникает только в том случае, когда человек не зависит от давления прошлого. Пребывание в постоянном напряжении, это род застывшей судороги души, сознания и тела, непреходящая зависимость от того, что ее вызвало, своеобразная “фантомная боль” всей психосоматики, патологически самовоспроизводящаяся (Наталья Бехтерева отмечает в своих работах отрицательную роль структур долговременной памяти, которые как бы сохраняют и длят нейрофизиологические “замыкания”, воспроизводящие хронические расстройства).
При достаточно длительной практике “йога-нидры” человек (конечно, уже освободившийся от напряжений и достигнувший внутреннего равновесия) приобретает способность достаточно четко осознавать все нюансы пребывания в интервале между сном и бодрствованием. “Остаток” сознания, наблюдающий сам себя и окружающее внутри- психическое пространство приобретает способность самосохранения и самоосознанности, даже приближаясь непосредственно к грани засыпания, а затем – и после ее пересечения!

Если я объясняю на словах способ действий, с помощью которого можно достичь какой-либо цели, вы можете согласиться со мной, или нет. Но, даже будучи согласен и понимая умом сказанное, человек весьма часто оказывается не в состоянии воплотить это свое понимание практически, и причины подобного рассогласования до конца не понятны. Практикуя “нидру” мы, посредством устранения хронической перегрузки, состыковываем внешние побуждения, определяемые через рассуждения ума, со своей истинной природой – бессознательным, тем самым снимая неосознаное сопротивление необходимому ходу вещей, или отдавая себе отчет в том, почему этого делать не надо.
Человек есть нечто большее, чем только его сознательная личность, говорящая о себе “я”. Понятие психики определяет некую целостность, лишь малой частью которой, верхушкой айсберга, является сознание. В песне Высоцкого про “Як-истребитель” можно найти великолепный образ “того, который во мне сидит, и опять — заставляет в штопор…”. Это нечто, существующее в каждом из нас, пытается определить наука, ему дают названия и ярлыки, толкуют так и эдак, пытаются вычислить и потрогать. Но мы знаем, что есть такие явления, как интуиция, перцептуальная защита (опережающая блокировка бессознательным текущего осознанного восприятия), вещие сны, удивительные явления и многое другое, на что не способно ограниченное Я-сознание, — все это существует и действует. “Тот, который во мне сидит”, знает про меня намного больше того, что знаю я сам, поскольку помнит каждую секунду прожитой мною жизни и воспринимает все то, что остается за пределами сознания. Зачастую он пытается подсказать мне, что и как можно сделать лучше, но я не понимаю сидящего во мне, боюсь его и не знаю его языка.

И постепенно он замолкает, — что толку говорить, если тебя не могут и не хотят слышать?! – осуществляя необходимый минимум своего вклада в процесс нашего совместного бытия. Но когда я начинаю исправлять ошибки и разгружаться, допустим, с помощью практики “нидры”, то бессознательное заново оценивает изменившуюся коммуникационную ситуацию и, в случае верной постановки решения, воспринимает его, присоединяя к существующему конгломерату стереотипов. И тогда все, что бы я в жизни ни делал, будет неосознанно ориентироваться таким образом, чтобы проблемы разрешились. При этом необходимую коррекцию во множество повседневных действий и в их отдельные компоненты вносит бесссознательное, что является гораздо более выгодным в силу своей безошибочности. Если решение (установка) противоречит действительным интересам личности, то бессознательное ее просто “не заметит”, хотя, в принципе, “того, который во мне сидит” возможно в буквальном смысле изнасиловать установкой, что происходит, например, в случае фанатичной религиозной веры. При этом бессознательное способно “подтвердить” фанатическое ожидание и религиозные представления ума созданием соответствующих фантомных реальностей, которые переживаются личностью как действительные. Что, кстати, сопровождается ярко выраженными соответствующими соматическими проявлениями. Но данный класс ситуаций настолько экстремален (Иисусова молитва, экстазы Бхакти-йоги, громкий суфийский зикр и т.п.), что с практикой “нидры” никак не пересекается.

Повторюсь: чтобы от применения санкальпы не возникало обратного действия (установка на то, чтобы бросить курить – правильная и выгодная, бессознательное принимает ее как родную, но после ее реализации, – исчезновения желания курить, — возникает физиологическая “цена” прямолинейности данного решения: бессонница, головная боль, экзема, скачки кровяного давления и т.д.), необходимо знать сущность того, кто собирается применять “нидру” для решения своих проблем, и глубоко в них разбираться. Врожденную природу человека изменить невозможно, мы можем лишь дать каждому методы йоги вообще и “нидры” в частности, с помощью которых он сумееет скорректировать свою жизнь, устранить накопленную перегрузку и жить дальше без ее кумуляции. Для того же, чтобы понять человеческую природу, надо достаточно долго отслеживать ее самопроизвольные проявления, а не то, что делается от головы и привычек. Санкальпа срабатывает безошибочно и помогает только в том случае, если желание человека, сформулированное сознательно, отражает какой-либо аспект его действительных, не выдуманных потребностей. Мы можем в каких-то пределах сознательно менять свое поведение, а в каких-то – уже нет, поскольку каждая личность имеет вполне определенные границы потребностей, представлений, способностей, возможностей, привычек. При силовых попытках выйти за эти границы возникают, как правило, большие неприятности.

Но обычно если даже человек и пытается поступать по-разному, он никогда не может выйти за границы действий (и их результатов), ограниченных самой его сущностью, не затрагивая основы бытия, — какими бы они не были. Каждый имеет в своем восприятии и поведении множество “мертвых зон”, слепых пятен, которые скрывают от нас истинное положение вещей. А самая большая, порой фатальная ошибка человека всегда состоит в том, что он не отдает себе отчета в своем действительном положении и состоянии.
Лао-Цзы говорил об этом так: “Весь мир ярко освещен, только я один погружен во мрак”. Регулярная и грамотная практика “йога-нидры” способна этот сумрак в значительной мере рассеять.
Не секрет, что в последнее время все большее количество людей страдает в результате обращения к экстрасенсам, магам самой разной “окраски”, колдунам и так называемым целителям-эзотерикам, применяющим приемы из культов вуду, шаманов различных культур и еще Бог знает чего.
Поскольку люди всегда заранее верят в позитивный эффект производимых манипуляций, то, как правило, на короткое время наступает облегчение, после которого все имеющиеся проблемы стремительно обостряются, либо начинается развитие чего-то новоприобретенного. В ряде медицинских дисциплин не случайно изучается ятрогения, то есть — психосоматические расстройства, возникающие как реакция на слова и поведение врачей.
Ятрогении возникают также в том случае, когда дилетанты начинают комментировать медицинскую литературу, специальные тексты, результаты исследований, данные анализов, рентгеновские снимки или применять какие-либо приемы, — примерно так сказано в “Медицинской энциклопедии”. То есть слово может быть как фактором выздоровления, так и причиной болезни, и это следует всегда помнить тем, кто целенаправленно воздействует на человека с помощью речи, как это имеет место в “йога-нидре”, не только в ней.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Новые задания
Вечерние вопросы себе
Каждый вечер перед сном анализируй прошедший день и спрашивай самого себя: 1. Что нового я узнал сегодня и чему научился? 2. Что конкретно я сделал, чтобы приблизиться к своей мечте? 3. Что доставило мне радость сегодня? Эти 3 простых вопроса отражают качество прожитого дня! Нет ничего обиднее получить ответ “НИЧЕГО” по всем 3-м пунктам… Кстати, ответы.…
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Найти на сайте
Наверх